Читати українською
Наталья Гемперле (Виноградова) в 2011-ом году заявила о себе на ЧМ во Франции, заняв 5-ое место на средней дистанции, которая была очень техничной. Сегодня в её активе одно золото, три серебра и две бронзы чемпионатов мира, золото и две бронзы чемпионатов Европы, золото и по четыре серебряные и бронзовые медали кубков мира и бронза юниорского ЧМ. А кроме этого, Наташа приятная девушка, которая с лёгкостью рассказывает о своём ориентировании. И мы с удовольствием воспользовались возможностью пообщаться с ней на сборе в Испании MOC Camp после длинной дистанции.
Если бы тебя попросили представиться, как бы ты это сделала (чемпионка, ориентировщица, жена…)?
“Я бы сказала ориентировщица. Всё остальное: кто знает – тот знает, кто интересуется – тот посмотрит, а кому не надо – так не надо 🙂 “
У тебя есть сестра-двойняшка. Она преуспела в велоориентировании, ты – в беговом. Занимались ли вы изначально вместе и как произошло разделение?
“Да, мы почти всё время шли вместе лет до 17-18. Она была запасной в юниорскую сборную, а я попала в основной состав. А чего сидеть в запасе? Вот Оля и пошла крутить педали, отобралась в сборную, выиграла “юниорку”. Так совпало. Она в тот момент уже занималась маунтинбайком и для неё это было “дай-ка попробую”. Но мы вместе тренировались у Вячеслава Викторовича Костылева. Хотя, конечно вело и бег отличается и вместе уже делали силовые и иногда бег. Сейчас уже по разным странам живём. Но связь чувствуется – она же моя двойняшка – наверное, лучший друг в моей жизни) “
Наверное, в жизни каждого спортсмена есть момент, когда чувствуешь что можешь чего-то достичь, начинаешь верить в это и усерднее работать. Было что-то такое у тебя?
“Ну вот мы когда познакомились с В. В. Костылевым (я его нашла, сказала что хочу тренироваться у него). Он со всеми спортсменами ходит в лес, смотрит как ты ориентируешься. И вот В.В. сказал: “через три года ты будешь в элите, топ-5”. Мне тогда было 17. И в 20 я уже была 5-ой на ЧМ., т.е. через 3 года совместной работы. Он знал, что это реально, он видел это. И вот когда он сказал это… тренер даёт, намечает цели. После 5-го места на ЧМ у меня появилось “всё могу”, потом “перетрен” был на 3 года. И наверное только после вот этих последних лет есть уверенность, что я могу, что мы когда нибудь придём туда, куда идём”.
Вот тогда, в 20 лет или может в другой момент, было ощущение “заснула и проснулась знаменитой”?)
“Нет, я не знаю. Это всё постепенно. Просто больше людей знают моё имя, чем я их, это как-то так, а знаменитая/незнаменитая я не чувствую разницу”.
Тебя номинировали на достижение года Worldofo, как к этому относишься?
“Да, я понимаю что Туве пока не достижима. Хотя всё возможно, можно бороться с ней, но я не показала свой максимальный результат в прошлом году. И это номинирование хорошо, но у нас постоянно включают эстафеты: моя номинация и русская эстафета. Конечно, половину русских будет голосовать за эстафету, половина – за меня и получается, всё время не добираю голоса. А у них, например, одна Туве от страны. И получается это не честно, не объективно”.
А ты за кого голосовала?
“Ой, их много, я не помню) за Лёню голосовала, конечно, он у нас молодец. И за кого-то из другой страны голосовала, но боюсь перепутать за кого в каком году”.
Сама какое своё достижение считаешь наилучшим на данный момент?
“Конечно, эстафета на последнем этапе ЧМ – это было незабываемо, эстафеты – они врезаются, вгрызаются в память 🙂 ещё больше, чем личные медали. На личных как ты работаешь, так и работаешь от старта к старту практически на одном и том же уровне и медаль, как правило зависит от соперниц, если ты сделал всё хорошо. А в лесу на эстафете – там много факторов, от которых всё зависит. Эстафета ценится эмоционально больше”.
Что тебе больше всего нравится в ориентировании, за что ты его любишь?
“За процесс. Если ты сделаешь этот процесс наилучшим образом, ты будешь вверху самом. Но от одной силы тут мало что зависит. Ещё непредсказуемость, каждый раз что-то новое, нужно реагировать на новые ситуации“.
А что тебе наоборот, не нравится?
“Колючие тренировки 🙂 когда прямо не можешь бежать. Вот дома я всегда могу бежать прямо, а тут нет – зелёнка колет”.
Стоит научиться бежать через них?
“Конечно, стоит. Для кого-то и наши зелёные леса слишком зелёные. Я просто беру компас и “протыкаю” зелёнки и привыкаю к ним. К колючим зелёнкам я пока не могу привыкнуть) да и нет минусов у нас в ориентировании”.
Скоростные работы делаешь в лесу или на дорожке?
“И там и там. Это надо делать и там и там, потому что, если будешь делать вообще все интервалы в лесу, скорости не будет, техника не будет оптимальная, экономичная – не будешь этого вырабатывать. И надо ещё интервалы с ориентированием делать – скорость ориентирования нужно тоже тренировать”.
Ты тренируешь какие-то элементы отдельно или всё в комплексе?
“Конечно, разные элементы. То работаешь на пространство, потом пространство-нитка, потом концентрируешься на прогнозе”.
Пространство, нитка…?
“Пространство-нитка-прогноз – это моя система взглядов. Эту систему мы с Вячеславом Викторовичем много лет строили-строили и построили. Она состоит из слов, которые определяют названия взглядов. Один взгляд – ты берёшь из карты одну информацию, другой – другую. Каждый взгляд по дистанции у меня имеет своё назначение. И вот пространство, нитка, прогноз, развитие – это 4 из 5 взглядов. И вот это надо тренировать по-отдельности сначала. У каждого слова есть определение, пространство – это площадные ориентиры и формы рельефа, которые хорошо видны издалека – они определяют пространство, нитка – это деталь в пространстве и твоя траектория движения и т.д. Когда я иду тренироваться, я знаю что мне надо тренировать. Короткие перегоны – это больше на пространство, бег по линии всё тренирует – и пространство, и нитку, и прогноз. Чтобы тренировать систему, надо сначала отполировать элементы, а потом их нанизывать один за другим. Это довольно трудно понять”.
Может не сразу, постепенно?
“Ну да. Вот у Костылева книжка, в которой он идеально выписал всё. Он закончил с нами эту систему и написал книгу года два-три назад. Ориентирование это вполне логичная вещь, это не лотерея. Вячеслав Викторович 30 лет тренировал и когда сам бегал, у него был вопрос “почему из 23-х пунктов 22 хорошо, а на одном ты висишь, теряешь всё!?“. И вот этот вопрос у него всю жизнь был, он работал с огромным количеством спортсменов. Они возвращаясь из леса, говорили, анализировали вместе, опять в лес шли – отрабатывали. В итоге сейчас ты мне можешь показать карту, дистанцию и что же не получилось – я объясню где произошёл сбой, что ты не сделала. Это система называется, система соревновательных действий”.
Вы сейчас с ним дистанционно работаете?
“Я живу не близко сейчас и мы по skype общаемся, он со всеми так работает”.
Но ориентирование, мне кажется, надо видеть, чувствовать…?
“Нет, он знает. Ты рассказываешь ему, а он уже на столько профессионал, что от одного твоего рассказа понимает что ты не сделал. У меня все тренера работают по интернету. Ну вот с В.В. мы 5 лет работали очень плотно в начале. Поэтому я всё знаю что мне нужно делать и постоянный надзор как с детьми не нужен. Совет, пожелание – а так всё уже в голове”.
А кто планирует тренировки?
“У меня три тренера и мой муж, который объединяет их всех, организовывает тренировки, бегает со мной интервалы, ходит в зал качаться, ставит КП для скоростных тренировок. Т.е. получается 4 тренера – я их совмещаю, хотя они бы не хотели совмещаться, каждый из них профессионалы своего дела. Вместе они не работают, а каждый через меня. И муж мой Ролф помогает мне решить, спланировать, организовать поездки. Сейчас мы с ним много работаем над стресс-ситуациями, т.е. он ещё и как психолог. Я знаю психологию процесса, но сейчас пытаюсь ещё включить психологию гонки. Потому что сейчас этих стресс-ситуаций становится больше и больше из-за масс-стартов, эстафет, эстафет-масс-стартов и там надо настраиваться выполнять процесс в условиях стресса. И вот это я сейчас с мужем пытаюсь прорабатывать. У Вячеслава Викторовича, если ты бежишь и кто-то тебя догоняет, то либо это Бог ориентирования, пусть бежит – это не твоя скорость, либо это дурак, который сейчас улетит куда-нибудь. Т.е. в обоих случаях не надо следовать чьему-то ориентированию, надо следовать своему. Это базовая психология”.
Мне кажется, когда работаешь вместе лучше результат…
“Не-не-не, это не всегда. Как Хелена Янсон и Олсон Каролин вместе поработали: одна думала, что другая поработает и карту “в карман сунула”, а другая так же поступила – понадеялись друг на друга и улетели, всё! Это же твоя дистанция”.
Ну вот когда просто бежишь, легче же с кем-то, чем самому? Мне кажется, так же и в ориентировании.
“Нет, мне не легче. Я расконцентрируюсь, не могу собраться. И над этим сейчас работаю – что в лесу никого нет, кроме деревьев. А кто может сделать лучше меня мой процесс? Никто”.
Есть вещи, без которых ты не едишь на соревнования, сборы?
“Компас, да ? 🙂 Что ещё? – чип. Раньше это была камера, когда я была перетренерованная. Но сейчас Ролф запрещает мне её брать, потому что такие хобби тратят энергию. Теперь он со мной как фотограф ездит, и одного в семье достаточно”.
Что-то вроде аптечки, что в ней?
“Конечно. От аллергии, антисептические штуки, от живота энтеросгель – прям советую, пластыри, тейпы“.
Ты часто тейпируешься?
“Да. Вот я сейчас затейпирована на обе ноги. Даже вчера хотела, но тейпа было только на один раз и решила на длинную. Потому что если ты всю жизнь на тренировки тратишь, а потом раз – ногу подвернула перед главным стартом, что это? это непрофессионализм. Тейпы тоже бывают разные, их тоже надо выбирать, но в тейпе я постоянно”.
Ты его по-минимуму накладываешь или… ?
“Нет, 3-4 слоя. Вот сегодня я подвернула, а тейп даже не порвался – отличный тейп) А без него, я подвернула бы ногу так, что не встала бы”.
А закачиваешь голеностоп?
“Закачиваю, прыгаю, но бережёного Бог бережёт”.
На этот сбор тебя пригласили организаторы. Как часто и куда тебя зовут?
“Это второй раз. Сейчас одна сборная просит чтобы я приехала, дала лекцию”.
Какие твои впечатления о сборе, дистанциях?
“Мне очень понравилось. В этом году чуть больше косяков с таймингом, но это их проблемы, а не мои. Я знаю свою минуту, бегу в лес, свою дистанцию пробегаю. А так мне нравится, как места для размещения подбирают. В такие места сам не поедешь, пока спортом занимаешься, а тут они тебя на вулкан Этну, поехали в Палестру побегаем, Монблан. Т.е. мне нравится как они выбирают места для ориентирования”.
Тут ещё тестировали нок-аут. Также ИОФ предложила всем желающим тестировать самостоятельно, у тебя были такие попытки?
“Я бегала в том году со швейцарками на соревнованиях. Мне понравилось. В этом году участвовала тут скорее номинально. Но я склоняюсь к тому, что лучше без рассева делать на интересной местности”.
Т.е. рассеивать вариантами?
“Ну да, так получается”.
Все дистанции короткие – 6-8 минут бегутся, все по-максимуму или как силы распределить?
“На тренировочных соревнованиях ты тестируешь и нарабатываешь соревновательную систему действий и на больших соревнованиях уже используешь всё, что наработала до этого. Как распределить силы зависит от готовности. В одной форме ты можешь пробежать всё на максимуме, а в другой надо начать поспокойнее, чтобы до конца хватило. Но это больше не про ориентирование. В ориентировании ты бежишь на скорости своего ориентирования, понимания, со скоростью своей системы. У меня под конец происходит так, что я втягиваюсь и могу прибавлять, т.е. система работает всё быстрее и быстрее. Я не могу сказать, что надо именно так, но то что не надо “фигарить” со старта – это точно. Начало самое важное, ты ещё не понимаешь, что видишь вокруг и надо знания толкнуть за границы восприятия, а потом уже толкнуть прогноз… тяжело рассказывать систему 🙂
Ты такой “живчик”, улыбаешься – всегда ли так и что придаёт тебе силы?
“Бывают разные моменты и даже злюсь иногда. Раньше была добрее) Хотя зачем злиться, это плохая энергия”.
Как ты считаешь, какой старт для ориентировщиков самый грандиозный?
“Ой, все старты грандиозные. Мы после каждого либо рады либо разочарованы. Конечно, чем больше напряжение перед стартом, тем больше эта волна эйфории после, если у тебя всё получилось. Не могу сказать, ЧМ может грандиозный”.
Ориентировщиком нужно родиться или можно всему научиться?
“Всему можно научиться. Костылев пришёл в ориентирование лет в 25-27 и сейчас я не знаю тренера, который сможет объяснить, что я делаю в лесу лучше. Поэтому можно начать и в 50 лет. Есть и такие, кто приходят к нему много лет бегая постоянно ошибаясь и ищут ответ – как же надо бежать, чтобы не ошибаться”.
А как найти книгу, она в свободном доступе?
“Да, можно в интернете заказать. Я советую бумажный вариант, там где ты можешь подчеркнуть что-то, выделить параграф и пойти потренировать его. Если всё сразу читать… там очень, очень много информации в каждом параграфе, это не такая книжка, которая легко читается.
Есть один парень в Росии, я смотрю как он бежит – думаю, ну точно с Костылевым работает. Пишу ему, спрашиваю кто тренер, а он говорит “ты и Вячеслав Викторович – по вашим постам и книжкам”. И мне так приятно было, у него такие красивые перегоны! Он говорит, что там чуть-чуть по-другому какие-то элементы работают, но все равно. Т.е. он разобрал на элементы и сам свою систему сложил. Каждый выберет как оно у него происходит, но эта осознанность – ты всегда знаешь, зачем ты смотришь в карту – это то, что можно почерпнуть из этой книжки”.
Фото со страницы WorldofO, страниц facebook Натальи и PWTOrienteering, а так же блога Натальи.