Біговий клуб у Києві - Track & Speed Club
Біговий клуб у Києві - Track & Speed Club
Біговий клуб у Києві - Track & Speed Club
Біговий клуб у Києві - Track & Speed Club

“Жорстка Алтетика” продовжує пильно відслідковувати найцікавіші події “королеви спорту” і, звісно, ми не могли залишити поза увагою виступ Дмитра Баранівського на одному з найпрестижніших марафонів cвіту, який 4 грудня приймала Фукуока. А підготувала цей супер цікавий репортаж про рекордсмена не тільки України, а й усього пострадянського простору, Дар’я Михайлова – уповноважений кореспондент “Жорсткої Атлетики”, багаторазова переможниця та призерка чемпіонатів України, котра останнім часом безперервно тішить своїх вболівальників своїми неймовірними результатами.  

– Дима, чего ты сам ожидал от этого марафона?

– По подготовке и самочувствию я ожидал большего. За две недели до старта я уже чувствовал, что должно быть 2:10. У меня есть тестовые отрезки в тренировках, по которым я могу судить, на какое время я готов. Но марафон есть марафон, в нем очень много нюансов.

– И как я понимаю, в этом году, этим нюансом была погода?

Біговий клуб у Києві - Track & Speed Club
Біговий клуб у Києві - Track & Speed Club
Біговий клуб у Києві - Track & Speed Club
Біговий клуб у Києві - Track & Speed Club

-Я бежал Фукуоку 8 раз, и погода варьировалась от +5 до +20, но влажность при этом была 50-70% . Организаторы в Японии очень скрупулёзные, и погоду мы знали практически до минуты: прогноз был +15-18, влажность 90% и дождь. Что удивительно, нас предупредили, что будет солнце, но совсем недолго, и действительно, когда мы стояли на старте, тучи разошлись, и выглянуло солнце, впрочем, через несколько минут спряталось опять. Мы приехали за два часа до старта – ливень стоял стеной. Африканские спортсмены иронически между собой переглядывались, так как в Фукуоку едут все бежать быстро, а тут может и не сложиться.

– Не было скользко?

– Нет, у них специфический асфальт, который не скользит.

– Ты корректировал своё время, учитывая погоду?

– В Японии, если ты делаешь какие-то планы перед марафоном, можешь положить их в тумбочку и забыть о них, потому что там такая специфика, что никто никого не ждёт, и никто тебе даже не даёт подумать о какой-то тактике. Там люди приезжают с одной целью: садить, садить, садить! И кто кого! Кто кого порубает на куски по их японскому обычаю.

– Было заявлено, что зайцы будут на 1:03 и 1:04,30. Почему была только одна группа?

– Когда я это услышал, я с сарказмом улыбнулся, потому что знал, что этого не будет. Я здесь бегу уже восьмой раз, и каждый год одно и то же: 30 человек бегут до 30км, в каком бы темпе не шёл бег, и все равно, какой личник у спортсмена: 2:08 или 2:15 – он не бежит во второй группе, потому что её нету. И в такой толпе ещё нужно побороться, чтобы взять воду и остаться живым при этом, так как африканские спортсмены буквально кидаются под ноги.

– Почему пейсмейкеры не начали на 1:03?

– Как потом выяснилось: у одного пейсмейкера болел живот, а второй не захотел брать всю работу на себя. До 10-го км бег шёл в нужном темпе, а потом они сбавили, но никто из фаворитов не стал просить взвинтить темп, так как уже успели ощутить на себе девяностопроцентную влажность. Для меня это подходило идеально, хотя первая десятка была чуть быстровата, но мне ничего не оставалось делать, как садиться в этот поезд и ехать. Я надеялся, что мы так добежим до 30км. На 30км у них существует символический чек-поинт, и по легенде, если ты первый его проходишь, то выигрываешь марафон. Когда я там выиграл марафон, то именно так и сложилось, но в этом году легенда не сработала. Эфиоп, который живёт в Японии, выиграл этот чек-поинт, “завозя” всем минуту, но на финише он был сзади меня.

510433920

– И как дальше складывался бег? Когда разделилась группа?

– Этот весь бардак (потому как организаторы совсем не на это рассчитывали) продолжался до 24 км. Ещё на двадцатом кто-то из элиты занервничал и начал кричать на зайцев, что медленно, и даже секунд 20 пытался поднять темп, но никто его не поддержал. Все уже почувствовали, что результата не будет и начали “калькулятор в голове включать”, кто на какое место готов бежать. Я понимал, что рано или поздно ситуация сорвётся, и на 24 км началась уже конкретная раздача. Цегай взорвал ситуацию и буквально за пол минуты развалил группу на три части. Так получилось, что с 24-го километра я бежал практически сам, и немножко сбавил, так как знал, что на последней десятке ветер в лицо. Это явление каждый год, так как этот отрезок идёт по четырёхполосной автостраде. Из первой группы начали выпадать люди. Я одного догнал, потом ещё двоих. Пробежался с ними, но когда понял, что толку от них никакого, начал догонять ещё двоих. И так вот, такими перекладными добирался к финишу. У меня был стимул, когда я видел человека перед собой, догнать его, “сесть ему на колесо” и хоть немножко передохнуть. Организаторы специально делают пейсмейкеров до 32 км, и группа обычно начинает разваливаться через 500-600 метров после того, как уходят зайцы, потому как ветер в лицо, а энергии и так нет, и все последнюю десятку просто выживают. А у меня получилось так в этом году, что я не выживал – у меня особого кризиса не было. На 30 км я был где-то 18-й, а дальше я уже просто не знал, каким бегу, и мне это было не важно. Я знал, на какой результат я бегу и понимал, что быстрее, в сложившейся ситуации я не смогу, а если начну ускоряться, могу вообще за 2-3 км потерять все. Я постоянно ждал стену, обычно это 34-37-й км, и, когда на 38-м км я понял, что её уже не будет, я расслабился и побежал чуть быстрее, обогнал ещё двоих перед стадионом, так и забежал 8-м. И потом только я узнал, почему все сыпались: оказывается, последние 20 минут влажность достигла 96%, и, возможно из-за этого последние 5 км у меня были небольшие судороги.

Ты пил какие-то напитки?

– Впервые в жизни я пил гели, как правило, я пью только воду. Пошёл там в аптеку, купил их.

– И что ты почувствовал?

– В той ситуации, когда влажность высокая и организм постоянно требует энергию, я думаю, что они мне помогли, потому что я стабильно с 15 км до 35 пил их, хотя чувствовал, что наелся и на следующем этапе я его уже не хочу.

– В каких кроссовках ты бежал?

– В тонких.

– Фирма и модель?

– Найки, японские, модель не помню. У меня есть такой обычай, что, когда приезжаю в Японию, я обязательно перед стартом покупаю себе марафонки и бегу в них.

– И как часто ты на часы смотришь?

– Я бегу без часов, там каждые 5 км табло с часами стоят, и размечен каждый километр.

– А почему ты бежал без часов, привычка с полторашки осталась? (у Димы личник 3:39)

– Я не люблю с часами бегать. Когда люди здесь бегут с глазами по 5 копеек, там не то, что не успеваешь посмотреть, а просто нету смысла. Ну ты посмотришь, что у тебя километр 2:59, и что? Если ты несёшься в поезде голова-ноги, то бежишь пока можешь, пока у тебя есть силы, и так все бегут там. Там ты не можешь себе позволить смотреть на часы, это за тебя делают зайцы, твоя задача сесть в этот поезд и ехать, пока тебя не выкинут. Именно здесь, на этом марафоне, настоящий показатель, кто реально сильнее. Потому что на других марафонах одна группа, вторая, третья, ты можешь подумать, чуть-чуть сбавить, а потом набежать, – то здесь настоящая борьба.

FUKUOKA, JAPAN - DECEMBER 04: (CHINA OUT, SOUTH KOREA OUT) Dmytro Baranovskyy of Ukraine celebrates winning the 59th Fukuoka International Marathon at the Heiwadai Athletic Stadium on December 4, 2005 in Fukuoka, Japan. (Photo by The Asahi Shimbun via Getty Images)
FUKUOKA, JAPAN – DECEMBER 04: (CHINA OUT, SOUTH KOREA OUT) Dmytro Baranovskyy of Ukraine celebrates winning the 59th Fukuoka International Marathon at the Heiwadai Athletic Stadium on December 4, 2005 in Fukuoka, Japan. (Photo by The Asahi Shimbun via Getty Images)

– Насколько тяжело тебе тренироваться самому?

– Ну, я всю жизнь так, я не вижу в этом проблемы. Единственная проблема, когда погода плохая: когда ты сам должен заставить себя выйти на тренировку.

– Я имею ввиду, что раньше у тебя был тренер.

– Ну, раньше у меня группа была, мы у шефа были молодые пацаны, шеф (Трофименко Г. И.) подключал их на работы, не так скучно было. Сейчас сам, иногда с Димой Лашиным бегаю по вечерам. В этом смысле у меня проблем нет, потому что я, когда заряжен на подготовку, мне все равно. У меня даже бывает, что, когда я сильно нацелен, меня это сбивает с каких-то своих мыслей, планов. Вечером – да, я могу уже поговорить, посмеяться. Как правило, все основные серьезные работы – сам с собой, никаких шуток, потому что выходишь делать работу, которая очень тяжёлая, и ты не можешь себе позволить в этот момент отвлечься.

– Может, ты хочешь что-то посоветовать марафонцам?

– Первое золотое правило: вы должны верить в то, что вы делаете, не сомневайтесь в себе. А в спортивном плане – просто надо себя уважать, и все. Когда я был молодой, 18-19 лет, один профессор взял надо мной шефство, и я запомнил его совет на всю жизнь. Он нарисовал на листке бумаги большой круг и написал в нем результат, и цепочку маленьких кружочков ведущих к большому кругу. В маленьких кружочках было огромное количество пунктов, начиная с массажа и заканчивая какими-то бытовыми моментами и психологическими особенностями. И то, что меня удивило больше всего, – что последним из этих пунктов был бег! Это очень легко: встать и пойти побегать, сделать тяжелую работу, но почему-то не у всех есть результат. Это потому, что у них на первом месте бег, а не предыдущие звенья цепи. Если ты не выполняешь все эти маленькие и, казалось бы, незначительные нюансы, то и результата не будет. Каждый нюанс это, как пазл какой-то чудесной мозаики, но, если хоть одного пазла не будет, мозаика уже не будет такой красивой. Профессионал должен уважать себя: в чем он тренируется, что он ест, где он спит и с кем. И это не только в отношении близких людей – не нужно тратить своё время на людей, которые ничего хорошего тебе не дают.

– Какие у тебя дальше планы?

– Сейчас, наверно, буду отдыхать, хотя не очень хочется. Обычно, я очень устаю после марафона, я две недели не хочу даже слышать, что такое бег. А сейчас какое-то состояние рабочее, вроде бы дальше ещё готов продолжать тренироваться, хоть завтра делай тренировку.

– Чемпионат мира в Лондоне тебя интересует?

– Честно, нет. Я уже не кайфую от официальных стартов.

– Почему ты не переехал в другую страну? Знаю, что у тебя было много возможностей.

– Не знаю почему. Я люблю свою страну, какая бы она ни была. Я всегда скучаю по дому, хочу назад. Да, там хорошо за границей, но ты ведь не тем живешь, что у тебя есть хороший асфальт или красивый фонарь, ты живёшь тем что вот у тебя двор, в котором ты вырос, любимый город. Чувства ведь не купить ни за какие бытовые условия, поэтому я здесь.

Небольшая справка:

Fukuoka International Open Marathon Championship – это чемпионат Японии по мужчинам. Норматив для участия в чемпионате – 2:35 марафон или 1:10 полумарафон. Всего на старт вышло 457 участников. Время последнего добежавшего, 306-го, 2:45.

500312530